Передача духа айкидо детям. Взгляд Шихана Ренато Филиппина.

28/08/2017

Следующий семинар Международной Организации Айкидо среди детей и молодежи состоится в ноябре в Нидерландах. Для того чтобы поделиться бесценным опытом мастеров, мы решили выпустить серию статей, которая посвящена распространению Айкидо среди детей. В этот раз мы расскажем Вам о детской программе айкидо от Шихана Ренато Филиппина и его жены Амадеи Тома.

Додзе, Санкт-Галлен, Швейцария

 

Шихан Филиппин Ренато начал заниматься Айкидо в 1963 году. Его первыми сенсеями были Масахиро Наказоно и Нобуйоши Тамура. С 1968 по 1971 он тренировался под руководством сенсея Т.К. Чиба в Англии и по завершению обучения получил первый дан от сенсея Тамура. Шихан Ренато был также учеником сенсеев Хироши Тада и Икеда Масатоми. Ренато присутствовал на учредительном собрании швейцарской школы Айкидо Айкикай в 1969 году, а с 2001 по 2006 год занимал в ней должность секретаря. В 1971 году он основал свое додзе Айкикай в Санкт-Галлене, которое сегодня считается одним из самых успешных в Швейцарии. Шихан Филиппин работает преподавателем Айкидо в университете Санкт-Галлена и регулярно проводит семинары в ряде университетов Германии и других стран Европы.

С 2007 года он вместе со своей женой Амадеей Томой руководит детской группой Айкидо в Санкт-Галлене, которая сейчас насчитывает 100 учеников. Детская группа была представлена сенсею Вака во время его визита в Санкт-Галлен в сентябре 2014 года.

 

Ванесса Рад: Можете ли Вы поделиться с нами своим опытом открытия детских групп в додзе? Как все началось?

 

Ренато Филиппин: Я начал набирать детскую группу в 2007 году вместе с моей женой, сенсеем Амедия Тома. В 1984 году я пытался это сделать самостоятельно, но в то время я, возможно, еще не был готов ответить на этот вызов. Теперь, на протяжении 10 последних лет процессом обучения в наших группах успешно занимаются как мужчины, так и женщины.

В 2007 году мы открыли группу для семилетних, и поначалу в группе занимались всего 2 ребенка. Почти каждые 4-6 месяцев количество человек в группе удваивалось, и из-за того, что в нашем додзе татами всего 100м2, через некоторое время нам пришлось открыть вторую группу. Кроме того, мы очень быстро поняли, что довольно непросто провести тренировку, таким образом, который бы подходил детям разных возрастов. Поэтому спустя всего 1,5 года мы решили разбить классы на возрастные группы.

Вместе с тем, многие родители продолжали спрашивать, можем ли мы создать группу для детей младше 5 лет. Но мы никогда не стремились проводить занятия в «детском саду». Но к нам обращалось так много родителей, поэтому в один день мы сказали: «Хорошо, если вы сможете сформировать группу из 6 человек, тогда мы начнем тренировки». Спустя 2 недели у нас занимались 12 детей возрастом от 4 до 7 лет. В итоге, у нас появились занятия для трех возрастных групп: 4-7 лет, 7-10 лет, и старше 10.

Время шло - дети становились старше и делали успехи, поэтому снова встал вопрос о создании новых групп. Возраст и количество детей, желающих заниматься, вынуждали создавать новые группы или переезжать в новое, более просторное додзе! Но в таком городе, как Сант-Галлен, цена на помещение площадью более 100м2 настолько высока, что будет выгоднее на протяжении недели снимать помещение поменьше с небольшим количеством учеников. Это также стало результатом и того, что спустя 10 лет у нас в додзе было только 7 групп детей и молодежи, практикующих айкидо. В нашей группе старшего возраста (до 17 лет) уже есть те, кто готовится к сдаче экзамена на перый дан.

 

Да, вот так мы и начинали проводить занятия по Айкидо для детей!

 

Ванесса Радд: Не могли бы Вы рассказать читателям о методах, которые вы используете в обучении?

 

Ренато Филиппин: Свою философию и методы обучения я позаимствовал у своих учителей, они передали мне рекомендации по Айкидо от О-сенсея. Во-вторых, неотъемлемое направление, по которому идет мой процесс преподавания - это "контакт - объединение - гармония". В-третьих, это Будо - передача технических навыков, точности базовых движений и духовного сознания, боевая составляющая Айкидо.

 

Ванесса Радд: С какими трудностями Вы столкнулись, когда впервые начали обучать детей, стало ли спустя столько лет легче проводить процесс обучения?

 

Ренато Филиппин: В начале, к вам приходят дети, которые никогда до этого не занимались Айкидо. Вам приходится учить всему с самого начала - и к каждому ребенку нужен свой подход. Со временем те дети, которые добились больших успехов, в глазах новых учеников становятся образцом для подражания. Например, по традиции, когда входят в додзе, нужно поклониться, и новым ученикам проще привыкнуть к такой процедуре, если они видят, как это делают старшие товарищи.

Другой немаловажный момент состоит в том, что вы, как взрослый тренер, должны понимать то, что детей необходимо различными способами мотивировать заниматься и не бросать тренировки. Гораздо легче обучать такую группу, в которой продолжающих намного больше, чем новичков. Конечно, этого сложно добиться...- я имею в виду, сложно дойти до такого уровня, когда, по крайней мере, 20 из 30 детей занимаются более двух лет. Но после, становится легче.

 

 

 

Ванесса Радд: Как Вы думаете, с какими трудностями в Айкидо вы столкнетесь в дальнейшем?

 

Ренато Филиппин: В течение последних десяти лет мы старались справиться с застоем, который сейчас существует в Айкидо. Мы хотели доказать, что, поставив акцент на развитие детских и молодежных программ, в додзе будет возможен рост. Для меня и моей жены не настолько важен рост числа участников, сколько важен процесс передачи "правил жизни" с помощью практики Айкидо. Когда вы обучаете детей Айкидо, родители надеются, что их ребенок получит пользу от занятий. Поэтому в дальнейшем придется столкнуться с проблемой того, как мы сможем распространить истинную ценность Айкидо, сделать его полезным, как для всего общества, так и для личного развития ученика на протяжении всей его или ее жизни.

 

Ванесса Радд: От чего Вы получаете больше всего удовольствия во время занятий Айкидо и особенно в процессе обучения детей?

 

Ренато Филиппин: В отличие от взрослых, энтузиазм у детей намного выше, правдоподобнее и натуральнее. Неожиданные идеи детей помогли нам создать новые площадки для занятий медиативным искусством Айкидо, поэтому тренировки с детьми - прекрасный и приятный опыт. Когда в додзе собирается 20-30 детей, атмосфера вокруг заряжается неописуемой энергией. Застой в искусстве Айкидо в течение последних 20 лет привел к тому, что средний возраст учеников был довольно высоким. Физическая подготовка, активность, выносливость и акробатическое исполнение укеми (кувырок) часто долго вырабатываются для этой возрастной группы. Совсем другая ситуация с детьми и подростками - они намного энергичнее взрослых. Наша задача, задача тренеров - создать благоприятную, радостную атмосферу для каждого возраста, и это прекрасная возможность для развития.

 

Ванесса Радд: Какие методы проведения детских тренировок, на Ваш взгляд, самые эффективные, и что Вы можете порекомендовать другим додзе?

 

Ренато Филиппин: Перед тем, как мы приступили к занятиям по Айкидо с детьми, мы решили проверить, есть ли еще в мире такая же организация, созданная для тех же целей. Многие додзе, включая додзе Хомбу, предлагали детские тренировки по Айкидо. В 2004 году я решил посетить додзе Хомбу и попросил у них разрешения присутствовать на нескольких занятиях в качестве ассистента. Это помогло мне понять, с чего нужно начинать. На протяжении всего моего исследования, я узнал о многих обучающих методах, как преподнести Айкидо детям, а также о том, как надо себя с ними вести. Однако, надо признать, то, чему я научился за время своего исследования, не может быть определено с точки зрения какой-то отдельной системы или метода. Если, например, посмотреть методические разработки различных национальных организаций по Дзюдо, невозможно найти такую же параллель с Айкидо. Тем не менее, сегодня многие додзе и международные ассоциации разрабатывают новые методы преподавания Айкидо детям. Поэтому в будущем одним из актуальных вопросов станет проведение национальных и международных семинаров по обмену знаниями среди различных наставников, организаций и наций, мы должны учиться друг у друга. Международная Федерация Айкидо (МФА) оказывает содействие в этом вопросе. Я буду рад поделиться с каждым, кто в этом заинтересован, нашим методом разработки детских программ Айкидо. Но это не значит, что наш способ лучше, чем чей-либо другой. Я уверен, что вклад каждого сможет привести к морю предложений, и это поможет разработать самую лучшую методическую программу для всех.

 

Ванесса Радд: Есть ли какие-нибудь различия в обучении детей в разных странах?

 

Ренато Филиппин: Когда я провожу занятия с детьми, я учитываю не только специфику и менталитет этой страны, но и ее историю и историю додзе. Поэтому вопрос состоит не в том, различаются ли методики обучения, а в том, сможете ли вы к ним приспособиться.

Разумеется, различия между востоком и западом существуют. И в зависимости от того, какой в стране уровень благосостояния, отличаются и причины, по которым дети хотят заниматься айкидо. И эта разница сразу становится заметной, например, отличается активность детей на тренировках. В более процветающих странах дети с дефицитом внимания – синдромом гиперактивности (ADHS) встречаются чаще, чем в менее процветающих. При этом, ленивые дети там также встречаются чаще. Поэтому учитель Айкидо должен как можно глубже изучить этот феномен.

 

Ванесса Радд: Какой самый важный урок вы получили от своих сенсеев в прошлом?

 

Ренато Филиппин: Практически невозможно сказать, когда или какой урок от моих сенсеев был ключевым и повлиял на формирование моего стиля Айкидо. Я думаю, что этот процесс длился многие годы, и пазлы постепенно складывались вместе. Конечно же, есть одна точка зрения у сенсея Наказоно, которая заставила меня взглянуть на вещи по-другому. На одном из занятий в 1970 году он просто сказал: «Вы должны достичь силы без усилий». Я верю, что эти слова являются ключевыми в понимании основ Айкидо и служат постулатом для многих успешных людей на их жизненном пути. Например, в практике айкидо нам нужно понять принцип «Кузуши», прежде чем мы сможем применить технику броска. То есть вы просто управляете «изменением» без особых усилий. Этот и другие установленные принципы превратили Айкидо в уникальный инструмент для многих лидеров.

Ванесса Радд: Какой самый важный урок должны получить дети от изучения айкидо?

 

Ренато Филиппин: С помощью айкидо я хочу показать детям другую, лучшую сторону жизни. Дети получают от айкидо то, что уже не так актуально для взрослых. Независимо от социальной среды, миграционного фона, состояния здоровья ребенка и других факторов, самый большой урок, который ребенок может получить от Айкидо - это возможность приспособиться к окружающей его действительности. Дети также учатся развивать свою силу воли, и это помогает им  достигать успехов на занятиях. Чтобы стать продвинутым айкидоком, на татами все должны быть равны. Благодаря всему этому айкидо несет немалую пользу для ребенка и служит для указания его жизненного пути.

 

После успешного проведения 1-го семинара Айкидо среди детей и молодежи в Санкт-Галлене, Швейцарии г-н Кей Изава, председатель Международной Организации Айкидо, заложил основу продвижения Айкидо среди детей.

 

«Мы в Международной Организации Айкидо считаем, что программа для детей и молодежи имеет большое значение для стабильного роста айкидо, а также для развития детей. Мы понимаем, что разные культуры имеют разные социальные предпосылки и ожидания, поэтому наша роль не будет заключаться в установлении общей учебной программы. Однако мы считаем, что жизненно важно обмениваться передовыми методами обучения для поднятия уровня Айкидо в мире. Поэтому одной из целей Международной Организации Айкидо является предоставление площадки для обмена идеями, что даст возможность детям и подросткам практиковаться на татами с обучающимися из других стран мира. Мы изучаем возможность проведения демонстрационного мероприятия в Японии в ближайшем будущем, однако, сначала мероприятия будут проводиться на местном и региональном уровнях, чтобы люди привыкли к этим захватывающим встречам. Мне было приятно наблюдать за радостью детей, которые приехали в Санкт-Галлен на мероприятие «Swiss Aikikai» в июне прошлого года.

 

 

Благодарим за перевод Мальцева Ивана 

Оригинальная статья: Ссылка

Please reload